Чукотский автономный округ БЭД-2023

Большой этнографический диктант

В эпоху древнего каменного века на Чукотке впервые появились люди. Судя по типу охотничьего вооружения самых древних обитателей чукотской земли, охотились они на наиболее крупных животных, которые водились тогда на крайнем северо-востоке Азии. Вопрос: Охота на какое именно животное, обитавшее в эпоху древнего каменного века на Чукотке, играла особую роль в жизни древних охотников?
мамонты

«Формирование этих народов, по выводам археологов и лингвистов, началось неподалёку от Охотского моря. Эти народы являются «близкими родственниками» и учёные их объединили общим названием «северо-восточные палеоазиаты». Прародина этих народов действительно находилась поблизости от Охотского побережья, откуда можно было относительно быстро продвинуться и на Чукотку, и на Камчатку». Вопрос: О каких из перечисленных народов идёт речь?
чукчи
кереки
коряки
ительмены

«Жители этого села ходили в церковь, отмечали православные праздники, и, в то же время, почитали духов – хозяев реки, леса, различных животных. Каждую весну они приносили жертву Анадырю, бросая в него во время ледохода «подарки», обращаясь со словами: Кормилец наш, Анадырь-река! Спасибо тебе, батюшка за всё!». Вопрос: О жителях какого села Чукотки идёт речь?
Марково

Какой из древнейших народов Чукотки, ассимилированный чукчами, и потому очень малочисленный, вёл оседлый образ жизни, занимался рыболовством, охотой на морского и пушного зверя, при охоте на китов пользовался стрелами и копьями, стараясь перебить позвоночник у хвостового плавника, лишая его возможности двигаться?
кереки

Мастерицы Чукотки умели обрабатывать различные виды шкур, учитывая особенности строения ворса, плотности и эластичности. Выделанные кожи продымливали над костром, что не только давало им красивый оттенок, но и усиливало водонепроницаемые свойства. Шкуры для праздничной одежды имели очень нарядный охристый (тёмно-кирпичный) цвет. Вопрос: Настоем коры какого растения окрашивали шкуры, прежде чем сшить праздничный наряд?
ольхи

Ученые-исследователи Арктики утверждают, что морской ледовый ландшафт играет важную роль в формировании локальных вариантов морской зверобойной культуры Берингова пролива, где проживают эскимосы. Сам морской лед выделяют в особый культурный ландшафт, т.к. для народов, населяющих побережье Чукотки, он вмещает огромный пласт традиционных знаний. Не зря в эскимосском языке слово “ЛЕД” (эск. СИКУ) , как и слово “СНЕГ”, имеет множество вариантов значений. Например: аг’улъык’ – истонченный весенний лед; айымк’ун – битый, не смерзшийся лед, опасен для ходьбы; к’ын’у – мелкое крошево изо льда, затрудняет передвижение байдар. Всего около 48 терминов морского льда и 3 термина пресного. Вопрос: Какой лед наиболее безопасен и благоприятен для зимней морской охоты?
Тувак’ – лед, образующий припай, вдается далеко в море.

Эскимосские охотники п. Сиреники сохранили традиции, знания и опыт предков. Они считали морских зверей существами, равными себе, приходящими под выстрел, чтобы накормить людей, отдать им свое мясо и жир. Согласно верованиям кости морских животных нельзя рубить – они должны оставаться целыми. Поэтому добытых зверей никогда не рубили и не пилили, а разделывали строго по суставам. Вопрос: В чем заключалось связанное с этим верование?
В верованиях эскимосов считалось, что звери возрождаются, наращивают на свои кости мясо, жир и шкуру, а затем уходят в море.

Древние эскимосы поселились в Старом Чаплино – Ун’азик’ (переселен в 1958 г.) благодаря его удобному расположению. Ледовая обстановка здесь сложная, но в целом благоприятная для охоты на морского зверя. Охотничьи угодья находились прямо перед поселком, и при хороших погодных условиях в безлёдный период охотники добывали зверя «не отходя от дома». Вопрос: В чем заключалось удобство расположения поселка с точки зрения ведения морского промысла?
Расположение Ун’азика на мысу, на пути сезонных миграций всех видов морских млекопитающих

Байдара – деревянный каркас связан лахтачьими ремнями, обтянут моржовой кожей. Каркас байдары обладает гибкостью и упругостью. Правильно построенная байдара длиной 9-10 метров укладывается в длину волны и поэтому может идти, не зарываясь в волну, и противостоять волнению до 5 баллов. Устойчивость байдары выше чем, у вельботов и металлических лодок. Байдара может лежать на воде практически на борту, и это не грозит ей опрокидыванием. В то время как вельбот и металлические лодки выдерживают гораздо меньший крен и переворачиваются. При сжатии льдов ее не затирает, а выдавливает наверх. Вес у байдары небольшой, во время зимней охоты ее легко вытащить на льдину и перебрасывать из одной полыньи в другую на специальных подсанках. Вопрос: У охотников есть еще один способ перетащить байдару по льду. Какой?
Подкладывают под киль пару нерпичьих поплавков

Вельбот – быстроходная, относительно узкая, 4/8-вёсельная деревянная китобойная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы с двойной обшивкой из дерева, длиной до 10 метров. На Чукотке первые вельботы появились в Уназике, куда завезли их американские торговцы. (Это селение на иностранных морских картах обозначалось Индиан-Поинт). Вельбот превосходит байдару по своей грузоподъемности и комфортабельности. При их появлении все священные обряды, связанные с байдарой, стали совершать и с вельботом. Считалось, что это обеспечит охотничью удачу и защитит команду от несчастий в море. Вопрос: Какой обряд совершали охотники весной во время Праздника первой охоты?
Рисовали магический знак на борту вельбота

Добавить комментарий