Что такое топливная аппаратура?
Под термином «топливная аппаратура» понимается общее название топливной системы и вспомогающих деталей, которые не только снабжают двигатель топливом, но и участвующих в процессе его подготовки, не зависимо от марки топлива, бензин, дизель или газ (тут имеется ввиду топливная аппаратура двигателя внутреннего сгорания). Сама по себе топливная аппаратура состоит из отдельных узлов, агрегатов и деталей, которые могут быть установлены как непосредственно на двигателе, так и вне его (например на шасси автомобиля). Топливная аппаратура может отличаться друг от друга, в зависимости от конструкции топливной системы. Так к примеру, существует топливная аппаратура из отдельных деталей: ТНВД и форсунка; либо объединённых в один узел: насос-форсунка.
Детали топливной аппаратуры
Список деталей и узлов, которые входят в топливную аппаратуру достаточно большой, очень зависит от конструкции топливной системы, поэтому полный список составлять бесполезно, можно лишь перечислить основные детали, встречающиеся на различных машинах, работающих на дизельном топливе.
- Топливный бак;
- Топливозаборник;
- Топливная магистраль;
- Подкачивающий насос ручной или механический (помпа);
- Обратный, аварийный, запорный и прочие клапана;
- Топливный насос низкого давления;
- Топливный насос высокого давления;
- Топливные фильтра и их корпуса различной степени очистки;
- Топливная рампа (рейка);
- Подающие и переходные патрубки;
- Форсунки или насос-форсунки;
- Свечи накала;
- Датчики;
- Шайбы, кольца, уплотнения, втулки и прочее.
Каждый узел состоит из отдельных запчастей, которые также входят в понятие топливной аппаратуры.
Виды топливной аппаратуры
В современном мире различают следующие виды топливной аппаратуры:
- Топливные системы с ТНВД без электронного управления, у которых рядное расположение плунжерных пар.
- Топливные системы с ТНВД с электронным управлением, у которых рядное расположение плунжерных пар.
- Топливные системы с ТНВД без электронного управления, у которых одноплунжерная распределительная система.
- Топливные системы с ТНВД с электронным управлением, у которых одноплунжерная распределительная система.
- Топливные системы с аккумуляторным принципом действия с электронным управлением «Common Rail».
- Топливные системы с объединенным узлом форсунка+насос — насос-форсунками прямого впрыска.
- Топливные системы с раздельным узлом насос-форсунка-трубопровод.
- Газодизельные топливные системы
Ремонт топливной аппаратуры
Несмотря на кажущуюся сложность топливных систем, большая часть узлов топливной аппаратуры можно восстановить. Сам процесс восстановления деталей топливной аппаратуры имеет следующий алгоритм:
- диагностика отдельно снятого узла на специализированных стендах
- разборка, чистка, дефектация запчастей
- замена непригодных деталей на новые и сборка
- регулировка узла на специализированном стенде, до соответствующих параметров
- получение кодов электронной регулировки (для современных топливных систем)